Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ. 5
1.1 Краткий обзор подходов к содержанию учебной деятельности по техническому труду 5
1.2 Формы организации учебной деятельности по техническому труду. 14
1.2.1 Структура и типы уроков технического труда. 14
1.2.2 Экскурсии и дополнительные занятия. 22
1.2.3 Формы организации работы учащихся на уроке. 26
1.3 Подготовка и проведение занятий. 30
1.3.1 Подготовка занятий в мастерских. 30
1.3.2 Проведение уроков технического труда. 37
ГЛАВА 2. МЕТАЛЛООБРАБОТКА. 40
2.1 ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ. 40
2.2 Содержание обучения. 42
2.3 Учебно-материальная база. 47
2.4 Особенности организации и методики проведения. 49
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛА В ШЕСТОМ КЛАССЕ. 50
3.1 «Растачивание цилиндрического отверстия». 50
3.2 Обучение школьников планированию своего труда. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 61
Введение
Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
В педагогических знаниях в общественном виде отраженны уже познанные педагогические закономерности обучения и воспитания, формирование личности на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений. Педагогическая наука накопила не мало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда, более полно использовать резерв школьника, обеспечить в трудовом обучении систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.
Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала.
Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса.
На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Но надо заметить, что в выборе на стандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.
Данная проблема остается актуальной на протяжении многих лет. Накоплен опыт, написано множество статей и книг как Российских, так и зарубежных педагогов. Это очень помогает учителю и мастеру производственного обучения в осознании цели и задачи, в более рациональном и четком планировании поурочных планов и внеклассной работе, поиске новых методов и приемов для организации учебного процесса.
Исследования в области методики трудового обучения, которые проводятся педагогами, опираются на марксистско-ленинскую методологию. В основе изучения различных объектов и процессов лежит материалистическое понимание окружающей нас действительности. Методы исследования определяются предметом науки, ее задачами и содержанием. Основным источником выявления новых форм и методов обучения является обобщение передового педагогического опыта. Оно включает в себя всесторонний анализ действий учителя с целью выявления причин и условий достигнутых им успехов или замеченных недостатков.
Целью данной работы является рассмотрение методов обучения учащихся шестого класса ручной обработке металла.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Рассмотреть краткий обзор подходов к содержанию учебной деятельности по техническому труду.
2. Рассмотреть структуру и типы уроков технического труда.
3. Рассмотреть, как организуются и проводятся экскурсии и дополнительные занятия.
4. Рассмотреть формы организации работы учащихся.
5. Рассмотреть подготовку занятий в мастерских и проведение уроков технического труда.
6. Рассмотреть цель, содержание и особенности организации и методики преподавания металлообработки в шестом классе.
7. Разработать план урока по теме «Растачивание цилиндрического отверстия».
8. Рассмотреть содержание обучения школьников планированию своего труда.
9. Сделать соответствующие выводы.
Объект исследования – учащиеся шестого класса средней школы.
Предмет исследования – металлообработка на уроках в шестом классе.
Гипотеза – проведение урока должно быть интересным, не должно быть длительных действий обработки иначе интерес у учащихся может пропасть. Учитель должен тщательно подготовиться к уроку, перед уроком проверить рабочее состояние станков. Хорошо организованный урок прививает интерес учащихся к трудовому обучению.
Заключение.
Предметом методики трудового обучения как отрасли педагогической науки является процесс трудового обучения в общеобразовательной школе.
Процесс трудового обучения складывается из деятельности учителя и деятельности учащихся, в их взаимосвязи и единстве. Такая двусторонность единого учебного процесса характерна для изучения всех школьных предметов. Вместе с тем своеобразие содержания и целей предмета влияет на особенности организации его изучения. Это своеобразие исследуется, на основе его выясняются закономерности процесса обучения и формулируются практические правила методики преподавания каждого раздела трудового обучения учащимся определенных классов.
Под формой организации учебной деятельности мы понимаем характер связи между учителем и учащимися на занятии, группировку учащихся для занятия и характер их деятельности, место занятия и режим его проведения.
На занятиях в учебных мастерских школьники работают в составе подгруппы, бригады или индивидуально. Их работой руководит учитель. В отдельных случаях учащиеся могут работать под руководством бригадира, школьника-инструктора или же самостоятельно. Характер деятельности учащихся на занятии в мастерских может быть различным. В одних случаях они только слушают учителя или наблюдают выполнение им опытов, трудовых операций, в других активно действуют практически, выполняя ту или иную работу или проводя опыты. Как на занятиях по другим дисциплинам, в мастерских могут сочетаться различные по своему характеру виды учебной деятельности учеников (наблюдение, прослушивание объяснения учителя, практическая работа, воспроизведение изученного материала и т. п.).
Под уроком понимается занятие, проводимое учителем с постоянным составом учащихся одинакового уровня подготовки, объединенных в подгруппу класса или бригаду. Уроки чередуются, по твердому расписанию и включают в себя фронтальную, бригадную и индивидуальную работу школьников с применением разных методов обучения. Продолжительность урока в мастерских составляет два учебных часа (но 45 мин каждый.)
Урок является основной формой организации учебной работы в мастерских. Чтобы учащиеся последовательно овладевали знаниями, умениями и навыками по каждой теме программы, необходимо построить строго продуманную систему уроков. В ней должны быть представлены все звенья учебного процесса: восприятие нового материала, его осмысливание, закрепление и применение знаний, выработка трудовых умений и навыков, систематизация их, проверка и оценка знаний, умений и навыков и др.
С учетом рассмотренных факторов все уроки в учебных мастерских можно разделить на следующие основные группы: теоретические, практические, лабораторные, контрольно-проверочные, уроки по решению технических задач и комбинированные уроки. Одни из них могут иметь характер самостоятельных уроков, другие входят составной частью в двухчасовые занятия разных типов.
Школьная программа по металлообработке предусматривает вариативность содержания обучения, что обеспечивается изучением лишь одного профиля (слесарного, токарного или фрезерного). Выбор его производится с учетом интересов и здоровья учащихся и местных условий.
Изучение теоретических сведений в VI классе начинается с темы «Основные сведения о машиностроительном предприятии», где дается общая характеристика машиностроительной промышленности и задач ее развития, а также раскрываются требования современного производства к уровню знаний, умений и навыков, к качествам личности молодого рабочего.
Практическое обучение в VI классе начинается с изучения требований безопасности труда и пожарной безопасности, правил внутреннего распорядка. Затем проводится экскурсия па предприятие, задача которой - познакомить учащихся с его структурой и выпускаемой продукцией, с организацией и условиями труда в цехах. После этого девятиклассники знакомятся с управлением оборудованием по избранному ими профилю и приступают к выполнению основных технологических операций. На это выделяется около 20ч. Основное время (около 70ч.) отводится на производительный труд.
Общими для трех профилей металлообработки являются темы «Металлорежущие станки и механизмы» и «Виды обработки металлов». По первой из них преподаватель делает краткий обзор развития металлорежущих станков, рассматривает их устройств с учетом профиля трудовой подготовки школьников.
Таким образом, в данной работе мы рассмотрели все аспекты, связанные с организацией трудового обучения в шестом классе.
Список литературы.
1. Трудовое обучение. 1-4 классы. Трегубенко Б.Н. Владос, 2001г. 176 стр.,
2. Г. М. Геронимус Я всё умею делать сам. 5 класс: Рабочая тетрадь по трудовому обучению М.: 2003г
3. Г. М. Геронимус Я всё умею делать сам. 6 класс: Рабочая тетрадь по трудовому обучению М: 2003г.
4. Г. М. Геронимус Я всё умею делать сам. 5 класс: Учебник - тетрадь по трудовому обучению М.: 2003
5. Г. М. Геронимус Я всё умею делать сам. 6 класс: Учебник - тетрадь по трудовому обучению М.: 2003г.
6. В.В.Выгонов. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки. М.: 2002г.
7. Книга для учителя. Серия «Я иду на урок». Издательство «Первое сентября», Москва, 2002
8. Конышева Н. М. Секреты мастерства Труд 5 класс. М.: 2001г.
9. Трудовое обучение в специальных «коррекционных» школах VIII вида / Под ред. Щербаковой А. М. М.: 2000г.
10. Трудовое обучение. 5 кл. : Методическое пособие для учителя.
11. Трудовая подготовка школьников: Прошлое. Настоящее. Будущее (часть1) / Под ред. П. Р. Атутова, М., изд-во МГОПУ, 1995-239с.
12. Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть первая./ Под ред. П.Р. Атутова, Москва: ИОСО РАО, 1997 – 203 с.
13. Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть вторая./ Под ред. П.Р. Атутова, Москва: ИОСО РАО, 1998 – 176 с.
14. Теоретические основы обучения технологии в школе. Книга для учителя. Под ред. П. Р. Атутова. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ. 2000г – 342с.
15. Технология. Трудовое обучение. 1-4 классы. 5-11 классы «Программы общеобразовательных учреждений 2-е издание». М: Просвещение 2001 г.
16. Программно-методические материалы: Технология 5-11 классы/ Сост. А. В. Марченко. М.: Дрофа, 1998-192с.
17. Методика обучения технологий. Книга для учителя. Под ред. В. Д. Симоненко – Издательство Ишимского государственного педагогического университета. МНЦ «технология». Санкт-Петербург – Ишим 1998г. – 296 с.
18. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологий с практикумом: Учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения. М.: Изд. Центр «Академия», 2002-480с.
19. Кальней В. А и др. Основы методики трудового и профессионального обуения / В. А. Кольней, В.С. Капралова, В. А. Поляков; Под ред. В.А Полякова, - М.: Просвещение. 1987 – 191с.
20. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов пед. Вузов и системы повышения квалификации пед. Кадров. / Палат Е. С. , Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петрова А. Е.: Под ред. Е. С. Палат-М.: Издательский центр «Академия»,1999г – 224с.
21. Салевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование. 1998г-256 с.
22. Творческие проекты учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ. Книга для учителя. Под ред. В. Д. Симоненко. – Научно- методический центр «Технология» – Москва, 1998 – 238с.
23. Якиманвкая И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе М.: 2000г.
24. Малярова Г. А. Гуманистическая позиция учителя как основа развития личности в процессе технологической подготовке: (Процесс обучения «Технологии» в ст. кл. сред. Шк) МКО, М.: 2000г.
25. Методика обучения учащихся 5-9 классов современным технологиям в процессе трудовой подготовки. / (Е. А. Рыкова, А. К. Бешенков, А. Л. Рубан и др.; Ред. – сост. Г. Ю. Семёнова). – М.: Ассоц. «Проф. Образование» 1996г.
18.188.80.123
|