СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Политическая система общества, как зарубежом, так и в России 5
1.1. Общая характеристика политической системы общества 5
1.2. Государство как первоисточник общества 11
Глава 2. Участие общества в активной жизни государства 24
2.1. Политические партии их возникновение, роль и функции 24
2.2. Политическая культура общества 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ВВЕДЕНИЕ
"Политическая система общества в зарубежных и отечественных концепциях" - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема моей работы актуальна потому, что Россия в конце ХХ века вновь переживает мучительный процесс смены общественного строя. Глубокие изменения в экономике, политической и духовной сферах жизни российского общества приобретают все более необратимый характер. Вместе с тем, очевидно, что декларируемые политической элитой общества цели всё ещё далеки от достижения. Возможны различные альтернативы выхода из современного кризисного состояния.
Во многом это зависит от субъективного фактора, то есть, с одной стороны возможности политической элиты направить общественное развитие в необходимом направлении, а с другой стороны от адекватного участия широких слоев населения в осуществляемых преобразованиях общества. Последнее врятли возможно без высокого уровня политической культуры всего общества, позволяющего осмысленно принимать участие в проведении политических и социально-экономических реформ в России. От сознательного выбора и активности большинства граждан зависит учет в государственной политике интересов различных групп населения.
Одним из факторов формирования демократической политической культуры является знание основ политологии. Без обладания такими знаниями личность становится объектом манипулирования и подчинения. Овладение гражданами основами политической науки является важнейшим условием успешного реформирования российского общества. Знание политологии позволяет человеку усваивать основные ценности и нормы демократической политической культуры, сформировать такие важные для демократических реформ качества как толерантность, готовность к компромиссу, умение цивилизованно и институциализированно выражать и защищать свои интересы.
Концепция общества представляет собой сложную социальную систему, состоящую из четырех основных подсистем: экономической, социальной, политической и культурной. Они выполняют определенные функции, обеспечивающие функционирование общества в целом. Экономика выполняет функцию адаптации, то есть приспособления к окружающей среде. В этом отношении данная подсистема должна обеспечить потребности людей в необходимых материальных благах. Социальная подсистема, включающая совокупность норм и правил, обеспечивает поддержание сложившегося образа жизни. Политическая система выполняет функцию целеполагания – определение общих целей и путей их достижения. Культура обеспечивает интеграцию общества.
Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы - рассмотреть политическая система общества в зарубежных и отечественных концепциях.
Объект исследования – процесс развития политической системы общества в концепциях.
Предмет исследования – политическая система общества.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать политическую систему общества, как зарубежьём, так и в России.
2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о политической системе общества и государстве.
3. Рассмотреть сущность и специфику участие общества в активной жизни государства.
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научный подходы к данной проблеме.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог работы можно сделать следующие выводы: в современном мире существуют многообразные политические системы. В зависимости от различных критериев предлагаются разные классификации. В соответствии с цивилизационным подходом политические системы подразделяют на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные.
По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые политические системы. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, способны воспринимать ценности других стран. Закрытые политические системы характеризуются ограниченными контактами с внешней средой, не воспринимают иные системы ценностей. Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную.
Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим он выдели пять основных типов: либеральные демократии, коммунистические (авторитарно-радикальные), традиционные, популистские, авторитарно- консервативные.
С.Н. Айзенштадт рассматривает шесть типов политической системы: примитивные системы, патримониальные империи, кочевые или завоевательные империи, феодальные системы, централизованные бюрократические империи и современные системы.
Современные в свою очередь подразделяются на демократические, автократические, тоталитарные. Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан
в обществе.
В широком смысле государство рассматривается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Отождествляется по существу с такими понятиями как «страна», «общество». В узком смысле государство понимается как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов в пределах определенной территории. В этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Государство характеризуется целым рядом только ему присущих признаков.
Политические движения представляют собой форму общественного движения, имеющего цель изменить или закрепить существующие условия. Политическое движение в отличие от партии более аморфно в организационном отношении, не всегда ориентировано на завоевание власти. По достижении своих целей движение часто прекращает свое существование. Политическое движение может стать базой для возникновения партий.
Заинтересованные группы - это группы лиц, стремящихся воздействовать на процесс принятия решений по тем или иным вопросам, не претендуя на высшую политическую власть в обществе.
Заинтересованные группы пытаются влиять на политическую элиту, а не управлять непосредственно. В этом их главное отличие от политических партий, которые стремятся завоевать власть или участвовать в ее осуществлении. Вооруженные группы - это группы лиц или организации, использующие для достижения политических целей средства физического насилия.
Политические культуры представляют собой сложные, внутренне неоднородные системы, включающие подсистемы политических ориентаций, отличающиеся от политической культуры общества в целом. В современной политологии они обозначаются термином политическая субкультура. Одно из наиболее распространенных определений этого понятия принадлежит У. Розенбауму. Политическая субкультура, считает он, есть существующая в рамках политической системы совокупность индивидов, чьи политические ориентации заметно отличаются от ориентаций значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обществе культурных ориентаций. Вычленение политических субкультур осуществляется по разным основаниям: социально-экономическим, классовым, национально-этническим, религиозным, демографическим.
Политическая культура это сложное в структурном отношении образование. Существует разнообразие мнений по вопросу количества компонентов политической культуры. Авторы первой концепции политической культуры Г.Алмонд и С.Верба в качестве основных компонентов выделили три уровня политических ориентаций. Познавательные ориентации включают знания и мнения субъекта о политической системе, ее ролях и носителях этих ролей, о ее "входах" и "выходах". Аффективные (эмоциональные) ориентации отражают чувства, испытываемые субъектом по отношению к политической системе, к ее роли и персоналу. Оценочные ориентации содержат суждения и мнения относительно политических объектов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины. Полис. – 1997г. -№ 6.
-
Афанасьев М. Правящие элиты России: образ деятельности. МЭиМО. – 1996г. - № 3.
-
Ашин Г.К. Правящая элита и общество. Свободная мысль. –2003г. - №7.
-
Бейли К. Сравнение в политической науке. Социально-политические науки. М. 2002г. № 3.
-
Белов Г.Н. Генезис политических идей и истоки политологии как науки. Кентавр. 2003г. - № 3.
-
Березовский В. Два политических лагеря федеральной элиты России. Свободная мысль.М. –2004г. - № 9.
-
Березовский В., Червяков В. Современная политическая элита России. Свободная мысль. –2003г. - № 1-2.
-
Бутенко А.П. Политология как наука и учебная дисциплина в
-
Гамон О. Политические элиты России в историческом процессе Россия ХХ1. – 1996г. - № -4.
-
Дегтярев А.А. Политика как сфера общественной жизни. Социально-политический журнал. М., 2000г. - № 6.
-
Зуев В.И. власть в системе политических категорий. Государство и право. М. 2002г. - №5.
-
Краснов Б.И. Предмет и специфика прикладной политологии Социально-политический журнал. М., 2001г. № 3.
-
Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений. Социально- политический журнал. 2004г. - N 3-6.
-
Куколев И.В. Трансформация политических элит в России.
-
Легитимность. Полис. –2003г. - №5.
-
Ледон Д. Правящий класс России: характерная модель. Международный журнал социальных наук. –2003г. - № 3.
-
Магаметов А. Политические элиты российской провинции. МэиМО. –2004г. - № 4.
-
Ницше Ф. Воля и власть. М., 2004г.
-
общества. – Социально-политический журнал. – 1997г. № 6.
-
Общественные науки и современность. – 1994г. - № 3.
-
Общественные науки и современность. – 1997г. - № 4
-
Ривера Ш.В. Тенденции формирования состава посткоммунистической элиты России: репутационный анализ. М. Полис. – 1995г. - № 6.
-
современной России. Социально-политический журнал.М., 2003г. - № 9-10.
-
Тоффлер О. Проблемы власти на пороге ХХ1 века. Свободная мысль. –2002г. - № 2.
-
Халипов В.Ф. Власть. Основы кратологии. - М., 2005г.
-
Шварценбергер Дж. Политическая власть. Изучение мирового
-
Шпакова Р.П. Легитимность и демократия (Уроки Вебера) Полис. 2001г. - № 2.
18.216.230.107
|