Содержание
Введение 3
1. Исторические аспекты присутствия технологий на мировом рынке: СССР на мировом рынке технологий 4
2. Формирование правовых и структурных преобразований участия России на мировом рынке технологий, современная ситуация 8
3. Проблемы и перспективы России на международном рынке технологий 13
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Введение
Актуальность данной работы обусловлено тем, что в передовых современных обществах, основанных на знаниях общества, исключительно важную роль играет научно-технический обмен. После Второй мировой войны одним из важнейших качественных сдвигов в мировом хозяйстве и проявлений его прогресса стало завершение формирования зрелого всемирного (глобального) рынка научно-технических знаний (технологий), который в настоящее время переживает бурный процесс развития. Позиции отдельных стран на этом рынке во многом определяют их положение в мировой экономике в целом, оказывая серьезное влияние на потенциал решения стоящих перед ними задач внутрихозяйственного и социального развития.
К сожалению, по целому ряду причин Российская Федерация (РФ) в данной области находится на «почтительном» расстоянии от группы лидеров, что требует принятия российским государством и обществом эффективных мер для быстрого исправления подобной ситуации.
Целью работы является оценка характера и форм присутствия России на мировом рынке технологий с точки зрения необходимости значительного укрепления здесь позиций нашей страны.
Для достижения этой цели в работе были рассмотрены следующие задачи:
-
Рассмотреть сформировавшийся в постсоветский период инструментарий защиты прав интеллектуальной собственности и пути его укрепления;
-
Разработать положения и выводы, адресованные компетентным в данной области государственным органам РФ, которые способствовали бы формированию разветвленного правового и организационно-экономического механизма, обеспечивающего – при действенной поддержке со стороны государства - активное и эффективное присутствие хозяйствующих субъектов России на мировом рынке технологий.
Объектом работы является мировой рынок технологий и присутствие на нем Российской Федерации.
Предмет исследования – характерные черты мирового рынка технологий, советский и пореформенный российский опыт освоения данного рынка, закрепления и экспансии на нем в условиях информационного общества и глобализации.
Структура работы состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
-
Исторические аспекты присутствия технологий на мировом рынке: СССР на мировом рынке технологий
Как и любой хозяйственный объект, присутствие постсоветской России на мировом рынке научно-технических технологий может быть проанализировано и представлено только на базе исторического подхода к изучению тему данной работы.
Поэтому в первую очередь рассмотрим исторические аспекты присутствия технологий на мировом рынке.
Основополагающим принципом участия СССР в мирохозяйственных связях являлась государственная монополия внешней торговли, распространявшаяся на все виды внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в том числе в научно-технической (технологической) сфере. Сущность этой монополии заключалась в том, что осуществление ВЭД (экспорт, импорт товаров и услуг, валютные операции, производственное сотрудничество и т.д.) было исключительным правом советского государства в лице уполномоченных им (в законодательном порядке или на основе подзаконных актов правительства) государственных органов и учреждений.
Установление государственной монополии на внешнюю торговлю относилось к первым хозяйственным актам РСФСР, а затем и СССР. Она была впервые введена декретом СНК РСФСР от 22 апреля 1918 г. «О национализации внешней торговли».
По мере расширения внешнеэкономических связей, которые вышли за рамки товарного обмена в форме материального продукта и стали дополняться сотрудничеством в области науки и техники, государственная монополия распространилась и на эти формы экономических отношений СССР с зарубежными странами. Принцип монополии государства на внешнеэкономические связи был закреплен в ст. 73 («брежневской») Конституции СССР 1977 г.
………….
За 1971-1975 гг. было продано лицензий на внешнем рынке в 4 раза больше, чем за 1966-1970 гг. Валютные поступления от продажи лицензий в 1971-1975 гг. в 10 раз превзошли соответствующий показатель за 1966-1970 гг. В период 1976-1980 гг. отношению к 1971-1975 гг. количество преданных лицензий иностранным партнерам возросло в 2,2 раза, а валютные поступления — в 5 раз. Темпы роста продажи лицензий и валютных поступлений продолжали повышаться в 1981-1985 гг. Попутно отметим, что абсолютные показатели по торговле лицензиями и валютным поступлениям от нее были закрыты для публикации в открытой печати, в том числе в официальных статистических ежегодниках Госкомстата СССР.
…………
В целом данная система, являлась в мире одной из наиболее логично и последовательно выстроенных с учетом фундаментальных основ существовавшего тогда в конкретной стране (Советском Союзе) общественно-экономического строя, рассматривалась во многих зарубежных государствах (причем не только «социалистических») как своего рода образец, достойный подражания. Отдельные элементы этой системы: такие, как, например, составление технико-экономического обоснования и государственное планирование закупки технологий, - нашли широкое применение в международной практике торговли технологиями.
-
Формирование правовых и структурных преобразований участия России на мировом рынке технологий, современная ситуация
Переход России после распада СССР в декабре 1991 г. к рыночной и открытой экономике, проведение в связи с этим радикальных преобразований и в области внешнеэкономической патентно-лицензионной деятельности коренным образом повлияли на условия участия отечественных предприятий и организаций в международной торговле научно-техническими знаниями (технологиями).
Были ликвидированы или сокращены государственные управленческие структуры, патентно-лицензионные службы предприятий и организаций, забыты действовавшие в этой области законодательные акты.
С другой стороны, произошел значительный рост прямых контрактов разработчиков с иностранными фирмами. Поскольку Советский Союз состоял в 10 международных соглашениях по охране интеллектуальной (промышленной) собственности, функционирующих под эгидой ВОИС, то, как таковых потерь от «неконтролируемой» передачи технологий Россия не потерпела.
………….
Современное состояние лицензионной торговли в России определяются также разработкой после упразднения СССР нового российского законодательства и подзаконных актов, регулирующих защиту интеллектуальной собственности и куплю-продажу ее объектов.
Нормативно-правовая база включает в себя: Патентный закон Российской Федерации, законы «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «Об авторском праве и смежных правах», ряда других законодательных и нормативных актов позволило заложить основы формирования новой правовой системы для патентно-лицензионной деятельности в стране, адекватной принципам правовой регламентации в этой области, присущей странам со зрелой рыночной экономикой. Разумеется, отмеченные выше международные обязательства РФ и в данной сфере имеют приоритет перед внутрироссийскими нормативными актами.
………….
К сожалению, нормативно-правовая база для участия российских хозяйствующих субъектов в указанных формах передачи технологий в материализованном виде пока только начинает формироваться.
В целом же в РФ была проделана значительная работа по формированию основ адекватного зрелой рыночной экономике правового и институционального механизма участия нашей страны в международном научно-техническом (технологическом) обмене. В этом смысле можно, с одной стороны, согласиться с тем, что «действующее российское законодательство обеспечивает достаточный арсенал правовых средств защиты объектов интеллектуальной собственности». С другой стороны, сам по себе указанный механизм, как будет показано ниже, не обеспечивает высокой эффективности присутствия России в этом важном сегменте мирового рынка, требует существенного усовершенствования и доработки.
………..
-
Проблемы и перспективы России на международном рынке технологий
Сегодня Россия занимает довольно скромное место на мировом рынке технологий, находясь на весьма «почтительном» расстоянии от вышеуказанной группы лидеров в этой области. Это относится даже к тем немногим сегментам мировой торговли научно-техническими знаниями (технологиями), где в последние годы Россия показывает заметный прогресс. Так, по предварительной оценке экспертов РУСОФТ – ассоциации российских разработчиков программного обеспечения (ПО), - экспорт из РФ данного высокотехнологичного продукта в 2003 г. утроился по сравнению с 2000 г., достигнув 300 млн. долл., и еще заметно выросло в 2004-2005 гг.
………….
Таким образом, сложившиеся после распада СССР формы и механизм участия России в международном обмене технологиями, не обеспечивают реализацию объективно имеющегося у нее потенциала в этой области. Для резкого повышения эффективности этого участия необходимо удовлетворительное решение по меньшей мере тех проблем, которые рассмотрены в данной диссертационной работе.
Заключение
Итак, в настоящей работе рассмотрены основные аспекты участия, места и роли на Российской Федерации на мировом рынке технологий.
Проведенный анализ ситуации в сфере участия России на мировом рынке технологий позволяет сделать определенные выводы, которые, было бы целесообразным учесть соответствующим компетентным органам российского государства (Минэкономразвития России и др.), решающим вопросы вступления РФ в ВТО, а, значит и в ТРИПС.
Учитывая рассмотренные выше негативные тенденции, сложившиеся после распада СССР, в области НИОКР и изобретательской деятельности, резкий спад в деле патентования изобретений, низкий уровень охраны прав интеллектуальной собственности, а также принадлежность России к группе «мировых лидеров» в области производства и сбыта контрафактной продукции, можно со всей уверенностью предположить, что подключение к ТРИПС как неотъемлемой части ВТО и переход к выполнению требований и норм данного соглашения на первых порах принесли бы России скорее больше проблем, чем выгод. К сожалению, вследствие целого ряда взаимосвязанных причин, рассмотренных в настоящей работе, Россия в настоящее время играет на этих рынках второстепенную роль, если не сказать больше. В этой связи необходим комплекс мер научно-технической, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики, а также по другим направлениям, где особенно активно должна проявляться экономическая и социальная роль российского государства, нацеленных на преодоление кризиса в области НИОКР и инновационного процесса (прежде всего путем улучшения ее финансирования и организации), формирование эффективной национальной инновационной системы РФ, а также существенное укрепление позиций России в смежных сегментах мирового рынка – технологий и высокотехнологичной (наукоемкой) продукции. Затягивание разработки и реализации такого рода мер приведет нашу страну к серьезным потерям, которых еще можно избежать, а в дальнейшем сулит ей безрадостную «перспективу» оказаться на обочине мирового развития.
Поэтому сегодня нужна не отдельная концепция по данной проблематике, а соответствующий раздел в долгосрочной стратегии развития внешнеэкономических связей как составной части общей стратегии экономического и социального развития России. Финансирование мероприятий по этому разделу должно из года в год гарантироваться законом о государственном бюджете, а также подкрепляться мерами по стимулированию частных инвестиций на эти нужды.
Список использованной литературы
-
Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-I с изменениями и дополнениями от 27.12.2000, 30.12. 2001, 24.12.2002, 7.2 2003.
-
Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 21.08.1973 г. № 584. СП СССР, 1973, № 19. // Экономическая газета. – 09.11.1973.
-
Постановление Совета Министров СССР от 19.05.1967 г. № 449 «О мерах по улучшению патентно-лицензионной работы в стране». СП СССР. - М.: Мысль. - 1967.
-
Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти № 314 от 9 марта 2004 г. // Российская газета. - 12.3.2004.
-
Бекетов Н. Тенденции развития сферы науки и инноваций в России на фоне международных сопоставлений // Пробл. теории и практики упр. – 2004. - № 4. – С. 76 – 81.
-
Гильмендинова И.А. О некоторых возможностях адаптации российских предприятий к условиям ВТО.- М.: МАКС Пресс, 2002.– 26 с.
-
Грановский Ю. Программы на вывоз // Ведомости. - 5.6.2003.
-
Дежина И.Г., Салтыков Б.Г.Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. – М.: ИЭПП, 2004. – 152 с. – Библиогр.: с. 142 – 146 (76 назв.).
-
Ковалев М. Интеллектуальная собственность в экономике // Экономист. – 2003. - № 1. - С.39.
-
Лемеха Я.В., Окороков В.Р.Правовое регулирование обмена технологиями в международном бизнесе // XXXI неделя науки СПбГПУ: Материалы межвуз. науч. конф. (Междунар. высш. шк. упр.) (25-30 нояб. 2002 г.). – СПб., 2003. – Ч.11. – С. 12 – 14.
-
Матросова К.В., Шамрай А.А. Сравнительный анализ инновационных стратегий. - М.: МГУ. - 2001.
-
Скуфьина Т., Баранов С. К вопросу о высоких технологиях, издержках легализации и путях их снижения // Вопросы экономики. – 2004. - № 2. - С.95
-
Скляренко Р. П. Россия на мировом рынке технологий: Автореф. дис. канд. мир. экон. – Москва, 2004. – 36 с.
-
Смолина Е.Э., Антонюк А.С. Роль экономической оценки интеллектуальной собственности // Состояние и развитие экономики регионов России в 21-м столетии: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (26 – 27 мая 2003 г.). – Тамбов, 2003. – Ч. 1. – С. 281 – 284.
-
Смоленцев А. Пусть не из Питера, но зато из физтеха // Российская газета. - 17.3.2004.
-
Ходыкин А.С. Мотивационный аспект коммерциализации промышленных технологий // Эффективные механизмы осуществления инновационной деятельности в регионах: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Волгоград, 20 – 23 мая 2003 г.). – Волгоград, 2003. – С. 75 – 81.
-
Потребительская кооперация в ХХ1 веке. Материалы Всероссийской научной конференции. Ч. 2. – М.: “Наука и кооперативное образование”, 2001. – 368 с.
-
Россия – 2015: оптимистический сценарий. - М.: ИЭ РАН. - 2001.
18.218.55.14
|