Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения теории организации 7
1.1. Основные понятия и подходы к теории организации 7
1.2. Понятие организации и организационной структуры 9
1.3. Типы организационных структур управления 10
1.4. Подходы к управлению организацией 13
1.5. Открытые и закрытые системы организации 18
2. Теория организации на примере ООО «Аврора-Интур» 22
2.1. Краткая характеристика деятельности ООО «Аврора-Интур» 22
1.2 Организация управления на предприятии "Аврора Интур" 23
1.3 Стиль руководства ООО «Аврора-Интур» 30
1.4 Планирование и контроль на предприятии «Аврора-Интур» 34
Список использованной литературы 38
Приложения 39
Введение
В последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область- теорию организации.
Любая наука имеет свой предмет исследования и определяет рамки (границы), в которых анализируются ее объекты. Теория организации не является исключением. Объект ее изучения - организация. В дальнейшем будет интересовать экономическая организация, возникающая в ходе хозяйственной деятельности человека в процессе его взаимодействия с природной материей по поводу превращения (трансформации) ее в элементы жизнедеятельности.
Поскольку слова организация и система имеют сходное значение, важно понимать, что обозначается термином “организация”. Так, система-(гр.-целое, составленное из частей, объединение) чаще всего определяется как - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство.
Выделяют системы материальные и абстрактные, статичные и динамичные, органические и неорганические, открытые и закрытые и т.д. в зависимости от оснований классификации систем. Нас будут интересовать только динамические органические открытые системы, т.к. только так могут характеризоваться социальные организации способные к развитию.
Организация- (лат.-organizo-сообщаю стройный вид, устраиваю) - 1. внутренняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;
2. совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
3. Объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (социальная организация).
В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.
В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.
Одна из трудностей определения этого понятия состоит в том, что организация (процесс организации) не представляет собой конкретной, материальной сущности, но вместе с тем она может иметь ряд свойств как материальных, так и нематериальных. Так, любая фирма обладает многими материальными объектами, имуществом, активами и т.д., но она имеет также много социальных аспектов, которые нельзя увидеть или потрогать, например, человеческие отношения.
Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте:
- определенная, зависящая от процесса гибкость, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях;
- единство рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного разделения труда.
Организация это единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы.
Рано или поздно руководитель любой организации сталкивается с проблемой построения организации. В разрешении этой проблемы заинтересованы многие люди, с тех пор как они осознали преимущества групповой деятельности. Так как руководители должны проектировать структуры организации, то они должны исходить из каких-то теоретических основ.
Все организации обладают некоторыми общими элементами. организации- это:
-
социальные системы, т.е. люди, объединенные в группы;
2) их деятельность интегрирована (люди работают вместе, сообща) и 3) их действия целенаправленны (люди имеют цель, намерение).
Это определение подчеркивает постоянную взаимосвязь между людьми, совместно работающими для достижения определенных целей
Поведение организации, в противоположность поведению личности, характеризуется большей четкостью, предсказуемостью и стабильностью. Только ориентируя личность на выполнение общих целей, организация способна достичь их.
Почти вековая история развития менеджмента как науки, имеет богатый материал по концептуально-теоретическим разработкам природы управленческой деятельности в организации, методам оценки эффективности профессионального управления, а также по описаниям образцов практической деятельности менеджеров. Современные теории и подходы к управлению организацией используют и развивают на новом уровне сложности многие принципы управления, сформулированные классиками различных школ и течений, используя в управлении достижения различных наук, таких как философия, методология, социология, психология, антропология, кибернетика и ряда других. Поэтому для раскрытия методов и приемов анализа систем организации следует уделить особое внимание реконструкции содержания управленческой деятельности, а также критериев ее эффективности и подходов к анализу на основе историко-критического обзора научных взглядов на управление и эффективность систем управления.
Исследование организации, как правило, осуществляется с практической целью, а именно для того, чтобы выбрать наилучший вариант и освоить его в какой – либо организации.
Объектом данной работы является туристическое предприятие «Аврора-Интур».
Цель работы- ознакомиться с теорией и практикой проблемы теории организации в туризме.
Задачи работы:
-
Изложить теоретические основы теории организации.
-
Дать характеристику исследуемого предприятия.
-
Провести анализ деятельности предприятия, организационной структуры, стиля управления.
-
Сделать выводы по результатам проделанной работы.
Структура работы представляется следующим образом:
1.введение (освещает актуальность темы, цели и задачи написания работы).
2.первая глава - теоретическая. В этой главе рассмотрены основные теоретические подходы к изучению организации.
3.вторая глава - практическая. В данной главе рассматривается на практике ООО «Аврора-Интур» применение теории организации.
4.заключение (содержит основные выводы по проделанной работе)
5.литератрные источники. При написании работы были использованы учебные пособия, научные статьи в области теории организации.
Список использованной литературы
-
Веснин В. Р. Основы менеджмента. - М.: Институт международного права и экономики, 2003г.с. 480.
-
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. - М.: «Экономистъ», 2004. с.284.
-
Гвишиани Д. М. Организация и управление. - М.: Наука, 1999 с. 191.
-
Герчикова И. Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,2002 с. 248.
-
Глухов В. В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие. - СПб.: Специальная литература, 2003.с 318.
-
Годунов В. В. Введение в теорию управления. - М.: Экономика, 2003. с.256.
-
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 2001. с.150
-
Гурней Б. Введение в науку управления. Пер. с франц. - М.: Прогресс, 1999 с. 512.
-
Таунсенд Р. Секреты управления. -М.: Интерконтакт, 2001.с.128.
-
Фалмер Р.М. Энциклопедия современного управления. В 4-х томах. Т. 1. Основы управления. Планирование как функция управления. – М.: ВИПК Энерго, 1999.с.512
Приложения
Приложение 1. Основные вопросы теории организации и основные подходы к ней
Определение размеров и границ организации (А)
|
Способы упорядочивания элементов организации (Б)
|
Неоклассический подход на основе определения оптимальных размеров предприятия при помощи аппарата производственной функции.
-
Подход на основе трансакционных издержек, выбор организации между рыночными трансакциями, контрактной системой и внутрифирменной иерархией.
|
-
Линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная и матричная структуры организаций.
-
У-, Х- и М- структуры организаций.
-
Сетизация, отказ от вертикальных структур организации.
|
Элементарная единица – (“атом”) организации (В)
|
Способ адаптации организаций к изменениям (Г)
|
-
Технологическая единица на основе разделения труда на некоторые элементарные составляющие, закрепление определенных видов деятельности за конкретными работниками, необходимость выделения cпециальной функции координации
-
Экономическая единица (бизнес-процесс) на основе разделения бизнеса компании на некоторые составляющие, имеющие конечного потребителя.
|
-
Жесткая структура организации. При изменении параметров внешней среды организации происходит изменение функций и зон ответственности подразделений компании. Здесь гибким является внутреннее содержание структурного подразделения.
-
Гибкая структура организации. При изменении параметров внешней среды организации происходит изменение самой структуры компании, ее приспособление.
|
Причины, ведущие к необходимости изменения структуры организации, реструктуризации компаний (Д)
|
Концепции теории организации
|
-
Необходимость повышения эффективности функционирования нормально работающей организации.
-
Компания находится в кризисном положении.
-
Изменение масштабов и направлений бизнеса за счет слияний, поглощений компаний, создания финансово-промышленных групп (ФПГ).
|
-
Неоклассическая.
-
Основанная на теориях трансакционных издержек и институционализма.
-
Современная, основанная на самостоятельном значении структуры в определении результатов и издержек, связанных с рынком, контрактной системой и внутрифирменной иерархией, принятием решений в условиях оппортунизма, связи экономики и организационного поведения и переходе к бизнес-процессам
|
-
Неоклассический подход к теории организации - А 1, Б 1, 2, В 1, Г 1, Д 1;
-
Подход к теории организации на основе трансакционных издержек - А 2, Б 1, 2, В 1, Г 1, 2, Д 1;
-
Современный подход к теории организации - А 2, Б 3 (1, 2)*, В 2, Г 2, Д 2, 3;
* Возможным представляется сохранение и традиционной структуры компании, но значительно облегченной (наряду с сетизацией и отходом от вертикальной структуры организации).
|
Приложение 2.Функциональная структура управления
Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители
Приложение 3. Линейно-функциональная структура управления
Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные
подразделения; ОП - подразделения основного производства.
Приложение 4. Дивизиональная структура управления
Приложение 5.Матричная структура управления, ориентированная на продукт
Приложение 6.Матричная структура управления по проектам
Приложение 7.Процесс управления с точки зрения открытой системы
Информация о возможностях и опасностях для бизнеса (конкуренты, потребители, законы, политика, технология, социокультурные изменения)
Влияние целей организации на внешнюю среду
Начальный процесс управления
Координировать усилия людей и использование ресурсов
Общаются и принимают решения
планирования, организации, мотивации и контроля
Информация о силе и слабости организации
Влияние целей организации на организацию
Приложение 8. Организационная структура ООО "Аврора-Интур"
Бухгалтерия
(в главном офисе)
Менеджеры туристических направлений
Отдел разработки туристических направлений
Приложение 9. Тест – анализ
Приложение 10. Контроль деятельности ООО «Аврора-Интур» за янв.2005г.
Ключевой результат
|
Планируемый результат
|
Полученный результат
|
Измеритель
|
Оценка и выводы
|
1. Коммерческая деятельность:
|
Рентабель-ность
|
+2% от нынешнего уровня прибыли на весь капитал
|
рост 3%
|
Прибыль на весь капитал
|
Цель превзойдена, но процент прибыли еще недостаточно высок.
|
Контроли-руемая доля рынка
|
25% внутреннего рынка
|
33% внутреннего рынка
|
Доля в %
|
Цель превзойдена; доля на внутреннем рынке довольно высока; обратить внимание на экспорт
|
Админист-ративные расходы
|
10% экономии
|
3% экономии
|
Расходы по бухгалтерской отчетности
|
Цель не достигнута.
Разобраться в причинах и факторах
|
2. Вспомогательная деятельность:
|
Производительность труда
|
Увеличить на 20% число операций при том же персонале
|
Рост на 15% при том же составе
|
Число выполненных операций
|
Цель почти достигнута.
Продолжить выполнение мероприятий
|
Мотивация персонала
|
Значительно большее желание работать, внутреннее стремление к перемещениям
|
Заметно повышение
|
Анализ по принципу "Мне кажется"
|
Достигнута уверенная мотивация, закрепить достижения
|
Имидж фирмы
|
Популяризация имиджа
|
Значительно оживившееся в печати представление о фирме, подкрепленное информацией
|
Число ссылок в газетах;
анализ по принципу "Мне кажется"
|
Наблюдается активизация.
Продолжить мероприятия.
Провести исследование представления об имидже фирмы в обществе
|
13.59.218.147
|