Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗА «Я» 5
2. Я – КОНЦЕПЦИЯ. 7
3. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА Я В РАННЕЙ ЮНОСТИ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
Введение
Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии , психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.
Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я-образа.
Образ–Я возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.
Периодом возникновения сознательного “я” , как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и ранний юношеский возраст. Практически все психологи указывают на раннюю юность как на критический период формирования самосознания и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс переходного возраста. Это носит актуальный характер на сегодняшний день.
Целью данной работы является рассмотрение образа «Я», как фактор самопознания.
Заключение
Периодом возникновения сознательного “я”, как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и ранний юношеский возраст.
В период ранней юности (14,5-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе, Я-образа. К 16 - 17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином “самопозниние”.
Теоретический анализ литературы по проблеме самопознания в подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:
-
В основе самопознания в ранней юности лежит личностное самопознание, имеющее ценностно-смысловую природу; активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования.
-
Наиболее емким определением личностного самопознания является процесс формирования смысловой системы, в которой слиты представления человека о себе и о мире.
-
Образ «Я» может быть рассмотрена как фактор личностного самопознания в ранней юности.
Список литературы
-
Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990 c. 286.
-
Бодалев А.А Личность и общение, М.,1982 с.135
-
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994.с.149
-
Фромм Э. Иметь или быть. М.,1992.с.134
-
Хорни К. Собр. соч. в 3 томах. М.: Смысл, 1997. Т.2. С. 174—180.
18.119.138.123
|