Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы набора, отбора и найма персонала в фирме 6
1.1. Понятие « персонала», субъекты и объекты управления, основные функции и методы управления персоналом 6
1.2. Особенности набора персонала на фирмах 27
1.3. Принципы отбора персонала на фирме 31
Участие линейного и функционального менеджеров в процессе отбора 34
1.4. Найм сотрудников на фирму 63
Глава 2. Зарубежный опыт набора, отбора и найма персонала на фирмах 71
2.1. Набор, отбор и найм персонала в Американских компаниях 71
2.2.Набор, отбор и найм персонала в Японских компаниях 76
2.3. Сравнительная характеристика управления персоналом в США и Японии 85
Глава 3. Практика найма, отбора и набора персонала на примере предприятия ЗАО « Аэроферст» 89
3.1.Особенности найма, отбора и набора персонала на ЗАО « Аэроферст» 89
3.1. Рекомендации по улучшению работы кадрового отдела на ЗАО 92
« Аэроферст» 92
Заключение 94
Список литературы 95
Приложения 97
Введение
Выбирая тему дипломной работы, я решила рассмотреть такой актуальный вопрос в наше время, как набор, отбор и найм персонала в фирме.
Чем обусловлена актуальность этой темы:
Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов набора, найма и отбора персонала.
До 60-х годов в вопросах набора, найма и отбора персонала ориентировались лишь на текущие потребности предприятия. При таком подходе работодатель рассчитывал получить в любой момент необходимое ему количество работников, для использования которых не требуется длительной специальной подготовки. Избыточный рынок рабочей силы давал работодателям такую возможность, а увольнение избыточного персонала практически ничего не стоило. Изменения в условиях деятельности предприятий выдвинули в качестве общего для всех требование ориентироваться при формирование ресурсов не только на текущие потребности, но и на длительную перспективу. Это требование касается всех видов ресурсов, в том числе и человеческих.
В последнее время наблюдается тенденция снижения интереса и внимания к проблемам труда, анализу состояния и перспектив развития трудовой активности, хотя оценка состояния дел в сфере труда - необходимое условие правильного выбора направления и методов реализации мероприятий по оздоровлению экономики.
Кризис сферы труда привел к деформированному поведению персонала в сфере производства. Основная особенность работников в том, что кроме выполнения производственных функций, они являются активной составляющей производственного процесса. Работники могут способствовать росту эффективности производства, могут, относится безразлично к результатам деятельности предприятия, на котором работают, а могут противодействовать нововведениям, если они нарушают привычный для них ритм работы.
За последние годы работник превратился из «досадной, но не обходимой статьи расходов» в основной источник прибыли. В рамках этого подхода человек стал рассматриваться в качестве важнейшего элемента, а затраты на оплату его труда, подготовку и переподготовку, повышения квалификации, создание благоприятных условий деятельности – как особый вид инвестиции.
Прежде всего, сегодня необходимо установить исходный уровень параметров, характеризующих квалификацию сотрудников. Для этого используются тесты, позволяющие качественно оценить знания и умения сотрудников по отношению к тому, что им предстоит делать в планируемом периоде. Исходные значения параметров квалификации сопоставляются с параметрами, которые необходимы для будущей работы. Выявленное рассогласование исходного и необходимого уровней может быть устранено с помощью различных программ обучения. Каждой из них соответствует определенная стоимость реализации.
Целью дипломной работы является: изучение современных функций и методов набора, отбора и найма персонала в фирме, выявление проблем, с которыми сталкиваются фирмы при осуществлении процедур принятия на работу новых сотрудников.
Изучение на практике методов набора, отбора и найма в фирме
« Аэроферст», и основные рекомендации, которые мы можем дать фирме, на современном этапе, по улучшению работы кадрового отдела.
Данная дипломная работа направлена на решение следующих задач:
-
Понятие « персонала», субъекты и объекты управления, основные функции и методы управления персоналом,
-
Особенности набора персонала на фирмах,
-
Принципы отбора персонала на фирме,
-
Найм сотрудников на фирму,
-
Набор, отбор и найм персонала в американских компаниях,
-
Набор, отбор, найм персонала в японских компаниях,
-
Сравнительная характеристика управления персоналом в США и Японии,
-
Особенности найма, отбора и набора персонала на ЗАО « Аэроферст»,
-
Рекомендации по улучшению работы кадрового отдела на ЗАО « Аэроферст».
Содержание работы нашло свое отражение в трех главах:
Теоретические основы набора, отбора и найма персонала в фирме,
Зарубежный опыт набора, отбора и найма персонала на фирмах,
Практика найма, отбора и набора персонала на примере предприятия ЗАО
« Аэроферст».
Заключение
Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать вывод.
Что на данном этапе принципы набора, отбора и найма персонала на фирмах России не достаточно развиты и существует много проблем, которые предстоит решить кадровым отделам многочисленных фирм и предприятий различных отраслей.
При написании работы использовалась специальная литература по менеджменту, маркетингу, социологии, включая учебные пособия, статьи руководителей кадровых агентств, кадровых отделов крупнейших компаний, а также официальные материалы Министерства по труду и занятости Российской Федерации.
В дипломе, в первую очередь были рассмотрены основные понятия, такие как « персонал», Объекты и субъекты управления были охарактеризованы основные функции и методы управления персоналом на современном этапе.
Рассмотрены особенности набора, отбора и найма персонала на Российских фирмах.
Во второй главе, был рассмотрен зарубежный опыт управления персоналом, на примере набора, отбора и найма персонала в американских и японских компаниях.
А также была дана сравнительная характеристика управления персоналом на примере США и Японии.
В дипломной работе, также присутствует практическая часть, а именно был рассмотрен опыт набора, отбора и найма персонала на фирме « Аэроферст».
Мною была предпринята попытка, проанализировать некоторые проблемы кадрового менеджмента и на основании этого я смогла дать некоторые рекомендации по работе кадрового отдела ЗАО « Аэроферст».
Список литературы
-
Дятлов В.А., Кибанов А.Я.,Одегов Ю.Г., Пихало В.Т. Учебник для вузов/-М.: Издательский центр « Академия», 2000.- 736с. Гл.1, гл.7.
-
Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 3-е изд. – Н.Новгород: НИМБ, 2001.
-
Жернакова М.Б. Справочное пособие для специалистов кадровых служб строительного комплекса г. Москвы, 1-е издание, Москва , 1999.
-
Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М.: Дело, 1993. с. 16
-
Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 2001, стр. 3
-
Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.
-
Мескон М. Х. , Альберт М. , Хедоури Ф. Основы менеджмента .-М.:«Дело» , 1999.
-
Минаев Э.С. Менеджмент персонала: функции и методы. – М., 1999.
-
Оучи У.Г. «Методы организации производства: японский и американский подходы» 1999.
-
Поляков В. А. Технология карьеры .-М.:«Дело ЛТД» , 1999.
-
Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии. – М.: Наука, 1999.
-
Силин А. Н. Управление персоналом . Учебник по кадровому менеджменту .-Тюмень: ТГУ, 1999
-
Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. – М.: ИНЭ, 1999.
-
Травин В. В. , Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента .-М.:«Дело» , 1999.
-
Зязина Л.А., Статья « Писк, подбор и расстановка кадров»,справочник кадровика, №2 август 2000.
-
Кузнецова Н.В. Статья « Оценка потребности персонале»,справочник по управлению персоналом № 4,2002.
-
Орлова Т.В., Статья « Особенности подбора линейных руководителей»,Справочник кадровика №10,2002.
-
Савченко М.С. Разработка методики конкурсного набора персонала в организацию. http://www.cpt21.ru/old/book1/4razmet.htm, 2001
-
Тарасов В. К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров .-Л:«Машиностроение» , 1999 .
-
Шахмалов Ф. И. Американский менеджмент . Теория и практика . -М.:«Наука» , 1999.
-
Шонбергер Р.Японские методы управления производством. – М.: Экономика, 1998.
-
Как подбирать сотрудников и их учить. // За рубежом , 1999 , № 33.
-
Новый патернализм или управленческая эволюция по-американски. // http://hrm.ru/db/hrm/category.html
3.19.27.178
|