Оглавление
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРА 6
1.1. Личностная адаптация менеджера 8
1.2. Социально-психологическая адаптация менеджера 13
1.3. Влияние адаптации менеджера на его карьеру 21
2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАРЬЕРНОГО РОСТА МЕНЕДЖЕРА 28
2.1. Описание методов исследования 30
2.2. Обработка и интерпретация результатов 39
2.3. Советы и рекомендации начинающему карьеристу 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Введение
Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связано со многими факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными.
В отечественной психологии проблема жизненных ситуаций разрабатывается многими авторами, опирающимися на такие понятия, стратегии совладения с трудными жизненными ситуациями, посттравматическое стрессовое расстройство. Но данная проблематика по большей части рассматривается в направлении профилактики психических нарушений, возникающих в результате воздействия экстремальных факторов.
Можно говорить об общем снижении чувства безопасности и защищенности современного человека. Ситуация угрозы жизни в современном мире все больше становится привычным атрибутом так называемой мирной жизни. Это связано в первую очередь с повышением угрозы физического и иного насилия, террористических актов, техногенных и экологических катастроф. Другими словами, трансординарное существование, по словам М. Магомед-Эминова, все больше вторгается в ординарное существование, наделяя его чертами аномальности, катастрофичности. Угроза небытия становится неспецифической характеристикой не только экзистенциальной ситуации, но и обыденной жизненной ситуации и определяет существование человека.
В современной отечественной психологии предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладения с жизненными трудностями. Это и понятие о личностном адаптационном потенциале, определяющем устойчивость человека к экстремальным факторам, предложенное А..Г. Маклаковым, и понятие о личностном потенциале, разрабатываемое Д.А. Леонтьевым на основе синтеза философских идей М.К.Мамардашвили, П. Тиллиха, Э.Фромма и В. Франкла.
Актуальность исследования:
Для успешной деятельности менеджера любой организации ему необходимо осознание комфорта, свободы общения, так как по роду своей деятельности менеджер – это профессия, подразумевающая постоянное общение с персоналом, с клиентами, с руководством фирмы и т.д. Поэтому для плодотворной деятельности менеджеру просто необходимо как можно скорее адаптироваться на новом месте работы. Чем быстрее и легче будет процесс адаптации, тем проще ему будет идти вверх по карьерной лестнице, и тем плодотворнее будет его труд. Но, к сожалению пока лишь не многие руководители осознали необходимость психологической адаптации, и редко уделяют ей достаточное внимание.
Объект исследования:
Менеджеры в структуре современного предприятия в количестве 30 человек.
Предмет исследования: влияние адаптации менеджера на его карьерный рост.
Гипотеза:
На объем эмоциональной нагрузки, на стрессовое состояние и на карьеру менеджеров влияют их личностный адаптационный потенциал, оценка которых позволяет выработать направление повышение успешности.
Цель: Целью исследования является изучение взаимосвязи карьерного роста менеджера и его адаптации.
Задачи:
1. Исследовать возможность карьерного роста менеджера
2. Исследовать психологическую адаптацию менеджера
3. Изучить взаимосвязь между адаптацией и карьерным ростом менеджера
Практическая значимость: Практическая значимость результатов данного исследования состоит в том, что они могут реально помочь руководству компаний в грамотном подборе персонала и помощи в его адаптации.
Заключение
Сегодня многие уже поняли необходимость адаптации к изменениям в окружающем мире, для большинства людей эта проблема превратилась в личную. Происходит это оттого, что сдвиги, происходящие в технологиях, организационных структурах, измерения на рынке, в производственных отношениях учащаются и углубляются с каждым годом. Лишь немногие берутся предсказать свое будущее, однако на что они в этом будущем смогут рассчитывать? Вряд ли кто-то окажет им поддержку со стороны, и потому они вынуждены развивать свой потенциал, чтобы с честью встретить вызов современности: им необходимо выжить.
У людей есть возможность заниматься своим развитием на протяжении всей жизни. Впервые двадцать лет жизни, обстоятельства складываются так, что развитие тесно связано с достижением физической зрелости: обучение в школе, приобретение новых знаний расширяют кругозор и развивают способности каждого человека. По мере того как он взрослеет, повышается роль внешних для него факторов, а развитие индивида все больше зависит от его же инициативы.
Для менеджера жизненно важно развивать способность быть открытым для новых знаний и опыта, уметь приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам. Проведенное совсем недавно исследование управленческой практики показывает, что компетенция менеджера предполагает непрерывную адаптацию к новым ситуациям. Способность быть гибким определяется совокупностью следующих навыков:
-
Точно оценивать ситуацию
-
Слушать других
-
Постоянно пересматривать настоящее
-
Не зацикливаться на «старых добрых» временах
-
Получать удовольствие от преодоления препятствий
-
Признавать за другими право совершать ошибки
Гибкость тесно связана с открытостью. Когда люди открыты, они способны воспринимать воздействие тех изменений, которые происходят вокруг них. Они подвергают сомнению свои устоявшиеся взгляды. Индивидуальное развитие предполагает скорее рост восприимчивости к любым изменениям, чем упорное сопротивление им.
Результаты показали исследования, что далеко не все менеджеры морально созрели до осознания карьерного роста, на этом этапе их больше волнует самоопределение, и этические и нравственные понятия стоят на их пути к успеху.
Список литературы
-
Акопов В.Г. профессиональное сознание – ключевое понятие теоретической и практической подготовки специалистов. // Психологические аспекты формирования профессионального сознания в процессе подготовки специалистов в вузе. – Куйбышев, 1989. – С.164—203.
-
Аверченко Л. К. Законы психологии в помощь менеджеру. Новосибирск, 1992
-
Алексеев А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. Л.,1991.
-
Берг В. Карьера - суперигра. М.: АО Интерэксперт, 1998. 272 с.
-
Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990. 220 с.
-
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988. 400 с.
-
Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта; Наука, 1998. 168 с.
-
Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: 2003,Гардарика,
-
Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. №3. С. 21-27.
-
Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.
-
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. 528 с.
-
Дидактический материал по курсу "Твоя профессиональная карьера" / Под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 1998. 112 с.
-
Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А.Н. Леонтьев и современная психология. – М., 1983. – С.128-140.
-
Жариков Е. С. Уроки психолога для руководителя. М., 1990.
-
Журавлев А. Л. Социально-психологические проблемы управления//Прикладные проблемы социальной психологии. М.,
-
Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие для ентов факультетов психологии государственных ун-тов. М.: МГУ, 1992. 94 с.
-
Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983.- 128 с.
-
Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание. Сер. "Педагогика и психология", 1983. №2. 95 с
-
Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. 199 с.
-
Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
-
Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: МГУ, Центр "Детство", 1993. 56 с.
-
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
-
Ким Камерон, Роберт Куинн, "Диагностика и изменение организационной культуры", СПб: Питер, 2001.
-
Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Л., Повт изд. 2000г.
-
Козлов Н.И. Формула личности. – СПб., 1999. – 368с
-
Кукосян О. Г. Профессия и познание людей. - Ростов, 1991. – 179с.
-
Политиздат, 1984. 158 с.
-
Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М., 1991. – 296с.
-
Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. — Воронеж: Модэк, 1995.
-
Люшер М. Закон гармонии в нас. – М: ЭКОН, 1985.
-
Методология и методы психолого- педагогического исследования в.И. Загвязинский, Р. Атаханов М., АКАДЕМА ,2003
-
Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000. - 576 с
-
Профессиональное образование и формирование личности специалиста./ Сост. А.Ф. Щепотин. М., 2002.
-
Поляков В.А. Технология карьеры. М.: Дело ЛТД, 1995. 128 с.
-
Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. 1993. №4. С. 20-22.
-
Пряжников Н.С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики. М.: Изд-во МГУ, 1991. 87 с.
-
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.
-
Пряжников Н.С. Психология элитарности. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2000. 512 с. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.
-
Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. 352 с.
-
Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999. 108 с.
-
Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М.: МПСИ, Флинта, 1998. 184 с.
-
Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. Сост. Р. И С. Римские М., АСТ-ПРЕСС КНИГА , 2001
-
Психология делового общения руководителя. М., 2003.
-
Психология. Словарь. —2-е — изд. — М.: Политиздат 1990, — С. 136. 128
-
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. –, 1999. – 416с
-
Розин В.М. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии. 1992. №1. С. 98-105.
-
Розов В.М. Нетворческое время // Завтра. 1996. №28 (136).
-
Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новисибирского ун-та, 1995. 536 с.
-
Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М., 2001.
-
Ситников А.П. «Акмеологический тренинг: теория. Методика. Психотехнологии.» Владос, 1996 . Питер.
-
Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым. М.: Прогресс, 1987. 368
-
Татищев В.Н. Избранные произведения. Л., 1979.
-
Укке Ю.В. Диагностика сознательного выбора профессий у японских школьников \\ Вопросы психологии, 1990. №6. С. 150-157.
-
Фельденкрайз М. Понимание при делании / Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В.Ю. Баскаков. М.: НПО "Психотехника", 1993. С. 44-87.
-
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
-
Фромм Э. Человек для себя. Мн.: Коллегиум, 1992. 253 с.
-
Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности / Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 55-59.
-
Э.Шайн, "Организационная культура и лидерство", СПб: Питер, 2002Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, Универс, 1994. 336 с.
-
Якокка Л., Новак У. Карьера менеджера / Пер. с англ; Худ. обл. М. В. Драко. — 2-е изд. — Мн.: ООО «Попурри», 2002. — 416 с. — (Серия «Успех!»).
18.189.14.219
|