СОДЕРЖАНИЕ
1. Оценка источников финансирования ГНУ 4
2. Структура расходов ГНУ 11
Приложения 23
Место прохождения преддипломной практики - Государственное научное учреждение Всероссийского научно – исследовательского института экспериментальной ветеринарии им. Коваленко.
Цель отчета по преддипломной практике заключается в анализе системы финансирования и расходования средств на содержание научного учреждения
Задачи отчета:
- оценка источников финансирования ГНУ
- обоснование расходов ГНУ, выявление проблем в сфере финансирования.
1. Оценка источников финансирования ГНУ
Государственное научное учреждение Всероссийский научно - исследовательский институт экспериментальной ветеринарии им. Коваленко организован 22 сентября 1994 года и зарегистрирован в Московской регистрационной палате 13 октября 1999 г.
Учреждение является государственным бюджетным научным учреждением, учредителем которого является Российская академия сельскохозяйственных наук.
Учреждение осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства, нормативных актов РФ, решений Президиума Академии, распоряжениями и указами Россельхозакадемии и Уставом.
Основными задачами учреждения являются:
-определение научной политики, тенденций развития, совершенствование и проведение научных исследований;
-решение фундаментальных и прикладных научно-технических проблем;
-разработка методов диагностики и профилактики, терапии при инфекционных и протозойных болезнях сельскохозяйственных животных, рыб и пчел;
-подготовка систем и рекомендаций по использованию результатов научных исследований в производстве и внедрения их в практику.
Имущество Учреждения является федеральной собственностью, право владения, распоряжения и пользования предоставлено Россельхозакадемии, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.01.1992 г. №84 и ст.6 ФЗ "О науке и научно-технической политике" и закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления.
Источниками финансирования научно-исследовательских работ Учреждения являются средства государственного бюджета, выделяемые Россельхозакадемией и средства, получаемые на конкурсной основе для выполнения государственных научно-технических, региональных, международных и иных программ, а также от предпринимательской деятельности.
Учреждение может быть членом научных обществ, ассоциаций. объединений, в том числе международных, организуемых в установленном порядке.
Предпринимательская деятельность Учреждения должна осуществляться с учетом требований ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
////////
Для выполнения комплексных научных программ в Учреждении могут создаваться временные творческие коллективы.
Отдел клеточной биотехнологии питательных сред
Сектор патоморфологии
|
Сектор технологической профилактики
|
Сектор фармакологии и токсикологии
|
Экспериментально-производственная лаборатория
Лаборатория биофизики
|
Лаборатория биохимии
|
Лаборатория болезней овец
|
Лаборатория болезней птиц
|
Лаборатория желудочно-кишечных болезней КРС
|
Лаборатория иммунологии
|
Лаборатория ихтиопатологии
|
Лаборатория лейкозологии
|
Лаборатория микобактериозов
|
Лаборатория микологии и антибиотиков
|
Лаборатория микробиологии
|
Лаборатория протозоологии
|
Лаборатория общей эпизоотологии
Отдел организации научно-исследовательских работ
Отдел охраны полезной энтомофауны
Рис. 1 Организационная структура ГНУ
Отдел вирусологии - направление исследований лаборатории: изучение возбудителей острых лихорадочных и респираторных вирусных инфекций крупного рогатого скота и лошадей, выделение и селекция вирусных штаммов для создания диагностикумов и вакцин нового поколения, исследований особенностей противовирусного иммунитета, обеспечение работы «Референтной лаборатории МЭБ» по герпесвирусной инфекции лошадей.
Отдел клеточной биотехнологии и питательных сред со специализированной коллекцией клеточных культур сельскохозяйственных и промысловых животных является базовым по обеспечению выполнения научно-тематического плана института культурами клеток и питательными средами, растворами.
Отдел организации научно-исследовательских работ - в отделе организуют и проводят работу по составлению и корректировке программ НИР и перспективных планов научных исследований института и научно-исследовательских ветеринарных учреждений-соисполнителей
Отдел охраны полезной энтомофауны – в отделе проводятся исследования по биологии и морфологии возбудителей, изучают эпизоотологию, проявление и патогенез болезней медоносных пчел, шмелей, пчел-листорезов и других полезных насекомых. Разрабатывают методы диагностики, профилактики и лечения.
//////////
Основным источником формирования целевых средств являются гранты отечественных фондов поддержки науки (прежде всего, РФФИ и РГНФ).
Источники формирования и использования средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, определены в разрешении на открытие счета по учету средств от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.
Таблица 1
Источники финансирования ГНУ . тыс.руб.
ДОХОДЫ
|
2001 г
|
2002г
|
2003г
|
2004г
|
2005г
|
2006г
|
ВСЕГО:
В том числе:
|
6535
|
10740
|
12488
|
13893
|
15490
|
20436
|
Федеральный бюджет
|
6535
|
10740
|
12488
|
13893
|
15490
|
20436
|
Таким образом, источником финансирования ГНУ выступают средств федерального бюджета.
Проанализируем динамику изменениями бюджетных доходов, финансирующих деятельность научного учреждения за 2001 -2006 годы. Результаты анализа представим в таблице 2 (Приложения 1-6).
Таблица 2
Источники финансирования ГНУ . тыс.руб.
///////////
По результатам анализа построим диаграмму динамики роста источников финансирования расходов государственного научного учреждения ВНИИЭВ имени Коваленко (рис.2).
Рис. 2 Динамика источников финансирования расходов ГНУ
В представленной таблице и рисунке видим, что изменение источников финансирования происходит в 2002 году по сравнению с 2001 годом на 64,3% роста, или на 4205 тыс.рублей.
В 2003 году по сравнению с 2002 годом изменением уровня финансирования немного ниже, так составило 16,3 % роста, или в абсолютном выражении на 1748 тыс.рублей.
2004 год и 2005 годы характеризуются еще меньшим увеличением источников финансирования – порядка 11,5%, тогда как в 2006 году рост составляет согласно смете доходов и расходов 31,6% или 4946 тыс.рублей.
Для того чтобы определить достаточно ли источников финансирования научному учреждению, а также направления их использования необходимо проанализировать расходы ГНУ за 2001-2006 гг.
//////////
2. Структура расходов ГНУ
Основными направлениями расходования бюджетных средств по смете доходов и расходов являются следующие статьи:
- Оплата труда.
-Начисления на оплату труда.
- Оплата коммунальных услуг.
- Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг.
- Капитальные вложения в основные средства.
Проанализируем расходы государственного научного учреждения ВНИИЭВ имени Коваленко в таблице 3 (на основании приложений 1-6).
Таблица 3
Расходование бюджетных средств ГНУ . тыс.руб.
Расходы
|
2001 г
|
2002г
|
2003г
|
2004г
|
2005г
|
2006г
|
ВСЕГО:
В том числе:
|
6535
|
10740
|
12488
|
13893
|
15490
|
20436
|
Оплата труда государственных служащих
|
2868
|
5430
|
6157
|
7532
|
9370
|
11425
|
Начисления на оплату труда
|
1026
|
1887
|
2204
|
2697
|
2456
|
2993
|
Приобретение предметов снабжения и расходных материалов
|
133
|
280
|
160
|
70
|
|
|
Оплата коммунальных услуг
|
1430
|
1965
|
2555
|
3078
|
3054
|
3738
|
Прочие текущие расходы по закупке товаров и услуг
|
690
|
310
|
100
|
-
|
510
|
510
|
Субвенции, субсидии, трансферты
|
102
|
165
|
270
|
516
|
|
|
Капитальные вложения в основные фонды
|
200
|
610
|
1000
|
|
|
|
Для проведения анализа динамики расходов бюджетных средств представим данные в таблице 4.
Таблица 4
Динамика расходования средств ГНУ , %
Расходы
|
2001 г
|
2002г
|
2003г
|
2004г
|
2005г
|
2006г
|
2001 год к 2006 году
|
ВСЕГО:
В том числе:
|
100
|
164,3
|
116,3
|
111,3
|
111,5
|
131,9
|
312,7
|
Оплата труда государственных служащих
|
100
|
189,3
|
113,4
|
122,3
|
124,4
|
121,9
|
398,4
|
Начисления на оплату труда
|
100
|
183,9
|
116,8
|
122,4
|
91,1
|
121,9
|
291,7
|
Приобретение предметов снабжения и расходных материалов
|
100
|
210,5
|
57,1
|
43,8
|
-
|
-
|
-
|
Оплата коммунальных услуг
|
100
|
137,4
|
130,0
|
120,5
|
99,2
|
122,4
|
261,4
|
Прочие текущие расходы по закупке товаров и услуг
|
100
|
44,9
|
32,3
|
-
|
-
|
100
|
73,9
|
Субвенции, субсидии, трансферты
|
100
|
161,8
|
163,6
|
191,1
|
-
|
-
|
-
|
Капитальные вложения в основные фонды
|
100
|
305,0
|
163,9
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Анализ расходования средств сводится к тому, что как финансирование, так и расходование бюджетных средств растет за анализируемый период, а именно 2001-2006 годы.
Рост расходов с 6535 тыс.рублей в 2001 году достигает уровня в 20436 тыс.рублей в 2006 году, то есть в целом составляет 312,7%.
Расходование средств аналогично бюджетному финансированию происходит неравномерными темпами, так наибольший прирост был в 2002 году по сравнению с 2001 годом, и наименьший прирост сумм расходования бюджетных средств приходится на 2004 и 2005 гг.
Что представлено на рисунке 3.
////////////
Основной удельный вес в расходах занимают расходы на оплату труда государственных служащих – при этом доля этих затрат растет за анализируемый период на 12% к 2006 году.
Расходы на оплату труда государственных служащих составляют более 50% в общей сумме затрат научного учреждения, при этом наибольший удельный вес приходится на 2005 год и составляет порядка 60,5% от расходов научного института.
В целом за анализируемый период расходы выросли в 4 раза, но динамика неравномерна по периодам, так наибольшего роста расходы на оплату труда государственных служащих достигли в 2002 году – 89,3% увеличения, а наименьший прирост затрат относится на 2003 год - 13,4% роста.
То есть за каждый год заработная плата государственных служащих растет на 20% в среднем.
Динамика расходов на отчисления от заработной платы государственных служащих аналогична заработной плате, что касается удельного веса данной статьи затрат в структуре расходов, то он составляет порядка 15%.
Уровень оплаты труда в бюджетных учреждениях науки определяется тарифной сеткой и различными стимулирующими надбавками (за ученую степень, административную нагрузку, подготовку аспирантов и др.).
////////
Для Института негативные последствия отсутствия этих средств очевидны: это лишает его возможности заказывать какие-либо НИОКР, необходимые Институту для выполнения своих функций; существенно снижает качество проводимых исследований и разработок.
По оценкам руководства Института наиболее острой проблемой в этом перечне является отсутствие средств на капитальный ремонт здания.
В «Отчете об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам» (Приложения 7-11) (табл. 6) приведены лишь те позиции экономической классификации расходов, по которым Институт финансируется за счет средств федерального бюджета. Сравнение 3 и 5 столбцов таблицы свидетельствует о том, что обязательства федерального бюджета перед Институтом были выполнены полностью: его бюджетное финансирование осуществлялось в соответствии с утвержденными на этот год бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В таблице 6 отмечу только исполнение тех статей расходов, которые были израсходованы не в полной сумме от финансировая.
Таблица 6
Отчет об исполнении сметы доходов и расходов ГНУ за 2001-2005 гг.
Наименование показателя
|
Утверждено бюдж.ассигнований
|
Профинансировано
|
Факт.расходы
|
Возврат неисп.остатков
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
2001г
|
2002г
|
2003г
|
2004г
|
2005г
|
2001г
|
2002г
|
2003г
|
2004г
|
2005г
|
2001г
|
2002г
|
2003г
|
2004г
|
2005г
|
2001г
|
2002г
|
2003г
|
2004г
|
2005г
|
Оплата тек.ремонта здания
|
500000
|
|
|
|
|
500000
|
|
|
|
|
499995
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
Прочие текущие расходы
|
690000
|
|
|
|
|
690000
|
|
|
|
|
689995
|
|
|
|
|
10508
|
|
|
|
|
Начисления на оплату труда
|
|
1947000
|
2204000
|
2697000
|
|
|
1947000
|
2204000
|
2697000
|
|
|
1941702
|
2199237
|
2695414
|
|
|
5238
|
4763
|
1586
|
|
Оплата отопления и тех.нужд
|
|
1108000
|
|
|
|
|
1108000
|
|
|
|
|
1092478
|
|
|
|
|
15522
|
|
|
|
ИТОГО:
|
6535000
|
10740000
|
12488000
|
13893000
|
|
6535000
|
10740000
|
12488000
|
13893000
|
|
6524487
|
10719234
|
12863237
|
13891414
|
|
10513
|
20766
|
4763
|
1586
|
|
Рассмотрим распределение общего объема бюджетных средств, выделенных Институту, по основным позициям сметы.
Повсем статьям выделенные бюджетные ассигнования соответствуют осуществленным расходам по итогам периода, за исключением:
В 2001 году – статья оплата текущего ремонта здания и прочие текущие расходы – в целом возврат неиспользованных остатков средств составил 10513 рублей.
В 2002 и последующих годах возврат остаток неиспользованных средств присутствовал только по статье начисления на оплату труда.
В 2002 году также и по статье отопление и технические нужды в размере 15522 рубля.
Следует заметить, что наличие остатков бюджетных средств на конец года не может рассматриваться как свидетельство необоснованности утверждений о недофинансировании отечественной науки или как индикатор качества подготовки сметы расходов Института. Дело в том, что, если перерасход бюджетных средств в условиях действующего порядка финансирования бюджетных учреждений практически невозможен, то наличие остатков (своего рода «излишков») практически неизбежно. В связи с этим, конкретные причины появления указанных остатков представляют интерес лишь в тех случаях, когда заслуживает внимания собственно размер средств (абсолютный и относительный), возвращаемых в бюджет в конце года (в частности, соотношение остатка с общей суммой финансирования бюджетного учреждения из средств федерального бюджета).
Основным источником возврата неиспользованных средств в бюджет позиция сметы Института – статья «Начисления на фонд оплаты труда». Здесь возврат связан в основном с тем, что в Институте работают инвалиды, на оплату труда которых эти начисления не производятся.
Возврат средств по прочим позициям сметы Института незначителен и не требует каких-либо пояснений.
//////////
Под угрозой возможных последствий неуплаты коммунальных услуг (а они хорошо известны: отключение в здании электроэнергии, воды, тепла) руководство Института вынуждено оплачивать не только свои коммунальные расходы, но и расходы академических неплательщиков.
Одной из наиболее острых проблем Института является отсутствие средств на капитальный ремонт. В его здании, построенном более 25 лет тому назад, ни разу не было капитального ремонта. В последние годы потребность в нем определяется не только установленными нормами его периодичности или общими соображениями безопасности, но и острой необходимостью решения конкретных задач, связанных с системой противопожарной безопасности и с гидроизоляцией подвальных помещений здания.
Практическое внедрение контрактной системы как действенного инструмента повышения эффективности выделяемых ресурсов требует:
- четкого определения государственных потребностей в научных результатах и заданий на их выполнение (обоснованное формирование государственного заказа науке)
- усовершенствования практики заключения договоров с учетом стоимости объектов интеллектуальной собственности (и объектов исключительных прав);
- организации информационно-консультационной работы и подготовки специалистов для научных организаций в области инновационного менеджмента и маркетинга, оценки экономической эффективности проектов. Это позволит изменить структуру мотивации и «менталитета» научных организаций, в том числе в рыночном ключе (поиск дополнительных источников финансирования, изучение рынка наукоемкой продукции и спроса, рекламная деятельность и т.д.).
3.23.103.87
|