Содержание
1. Организационная структура ГУП ДЕЗ «…..» 4
2. Структурный анализ сметы доходов и расходов ГУП ДЕЗ «………» 9
3. Оценка эффективности использования средств ГУП ДЕЗ «……….» 17
ПРИЛОЖЕНИЯ 25
Местом прохождения преддипломной практики является Государственное унитарное предприятие Дирекция единого заказчика «……..».
Цель отчета по преддипломной практике заключается в анализе формирования бюджета предприятия жилищно-коммунальной сферы.
1. Организационная структура ГУП ДЕЗ «»
Переход к экономике рыночного типа предполагает кардинальное изменение экономических и социальных отношений в сфере управления территориями в городах. Опыт осуществления радикальных экономических реформ в Москве показал, что территориальное управление требует как системной организации самих процессов управления, базирующихся на фундаментальных теоретических и практических основах, так и применения современных принципов построения территориальных систем управления. В рамках происходящего процесса децентрализации управления на муниципальные районы возлагается основная нагрузка в решении жизненно важных проблем городского населения.
Одним из наиболее важных элементов системы управления районом является районной Дирекции единого заказчика, в задачи которой входит обеспечение население района всем необходимым для создания нормальных условий жизни. При этом управление происходит по схеме “управа района – ДЕЗ – подрядная организация”, что позволяет добиваться высокой эффективности управления жилищным фондом.
Дирекция единого заказчика – это специализированная организация, созданная для выполнения функций заказчика по всему комплексу работ, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием, а также контрольных функций по объемам, качеству и срокам работ, выполняемых подрядными жилищно-коммунальными предприятиями всех форм собственности.
Государственное унитарное предприятие “Дирекция единого заказчика района” «»– это самостоятельная хозяйствующая организация отрасли “Жилищно-коммунальное хозяйство” г. Москвы по выполнению задач городского заказа на уровне района города. На ДЕЗ возложены функции управления жилищным фондом с принятием на баланс городской собственности (в области недвижимого имущества) и получением дотации на возмещение убытков от эксплуатации и содержания жилищного фонда из бюджетных фондов города Москвы.
Целью деятельности ГУП ДЕЗ «» является оперативное управление муниципальным жилищным и нежилым фондом, объектами инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства для создания условий предоставления качественных, надежных и экологически безопасных жилищно-коммунальных услуг населению района на основе заключения с гражданами договоров найма и аренды жилых помещений, договоров на обслуживание, с предприятиями договоров подряда и оказания жилищно-коммунальных услуг, а также заключения договоров аренды нежилых помещений.
Основная задача ГУП ДЕЗ «» состоит в организации практической работы по улучшению стандартов проживания жителей подведомственной территории.
ГУП ДЕЗ «» выполняет следующие функции:
- выступает единым заказчиком в сфере жилищно-коммунального хозяйства по строительству, реконструкции и капитальному ремонту жилищного, нежилого фонда и объектов инженерной инфраструктуры;
- организация текущего содержания, технического обслуживания и ремонта находящегося в его оперативном управлении муниципального имущества и закрепленных территорий;
- сбор денежных средств за предоставленные населению жилищно-коммунальные услуги с учетом начисленных субсидий, а также с предприятий и организаций в соответствии с договорами на предоставление услуг;
- учет и регулирование потребления энергетических и иных ресурсов;
- контроль за соблюдением установленного санитарного и экологического режима содержания земельных участков, закрепленных за жилыми и нежилыми зданиями;
- передача муниципального жилищного и нежилого фонда в пользование и оформление необходимых для этого документов на основании решений собственника.
- осуществление контроля за целевым использованием выделенных средств подрядным организациям и поставщикам материалов и оборудования;
- внедрение и использование высокотехнологичных материалов, увеличивающих межремонтный срок и энергосбережение;
- осуществление технического надзора за ходом выполнения работ;
- участие в разработке программ капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда, реновации и модернизации инженерных коммуникаций;
- осуществление приемки выполненных работ и поставленных материалов;
- участие в разработке и реализации мероприятий по изысканию и формированию внебюджетных источников финансирования, привлечения иностранных инвестиций, а также принятие мер для пополнения материально-технических и других ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных целевыми программами.
……….
Организационная структура ГУП ДЕЗ «» имеет следующий вид:
Отдел эксплуатации жилого фонда
Отдел по работе с населением
Рис. 1 Организационная структура ГУП ДЕЗ «»
Отдел эксплуатации жилого фонда осуществляет работы по техническому содержанию и эксплуатации жилых домов, контроль за их исполнением, координацию работ подрядных организаций по эксплуатации жилого фонда.
Отдел по работе с населением организует работы по своевременному сбору средств с населения и юридических лиц, осуществляет ведение претензионной работы.
Планово-финансовый отдел отвечает за ведение планово-экономической политики учреждения.
Отдел благоустройства фонда осуществляет работы по техническому содержанию и эксплуатации объектов благоустройства, решает производственно- технические вопросы по благоустройству придомовых территорий.
Организационная структура и штатное расписание ГУП ДЕЗ «» согласовываются с Главой Управы района и утверждаются директором в соответствии с утвержденной сметой в пределах установленного фонда заработной платы.
…….
2. Структурный анализ сметы доходов и расходов ГУП ДЕЗ «»
Одним из основных документов, определяющих деятельность управляющей организации , обеспечивающей выполнение работ по эксплуатации жилищного фонда, является хозяйственно-финансовый план. Хозяйственно-финансовый план службы заказчика по эксплуатации жилищного фонда состоит из сметы доходов и расходов по эксплуатации жилищного.
Смета доходов и расходов по эксплуатации жилищного фонда формируется по источникам финансирования работ по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда
Одним из основных документов, определяющих деятельность управляющей организации, обеспечивающей выполнение работ по эксплуатации жилищного фонда, является хозяйственно-финансовый план. Хозяйственно-финансовый план службы заказчика по эксплуатации жилищного фонда состоит из сметы доходов и расходов по эксплуатации жилищного фонда.
Смета доходов и расходов по эксплуатации жилищного фонда формируется по источникам финансирования работ по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда.
Для обеспечения сбалансированности финансового обеспечения работ по эксплуатации жилищного фонда в смете доходов и расходов хозяйственно-финансового плана служб заказчика определяются источники финансирования названных работ. Для этого в смете эксплуатации формируется доходная часть, в которой отражаются источники возмещения расходов по эксплуатации жилищного фонда. В зависимости от источника финансирования затрат по содержанию и ремонту жилищного фонда в доходную часть сметы включаются: платежи физических и юридических лиц за жилищные и прочие услуги, средства целевого финансирования из бюджета города, целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы и другие источники.
Рассмотрим подробнее состав и структуру источников финансирования ГУП ДЕЗ «» (Приложение 1-4).
Таблица 1
Доходы ГУП ДЕЗ «», тыс.руб.
Доходы
|
2001 г
|
2002г
|
2003г
|
2004г
|
2005г
|
2006г
|
ВСЕГО:
В том числе:
|
74132
|
216277
|
165196
|
166516
|
230576
|
289827,9
|
Оплата жилья по договору найма
|
3234,1
|
15556
|
18515
|
23129
|
30916
|
40190,41
|
Оплата услуг по содерж.и ремонту жил.фонда
|
4862,9
|
16444
|
24218
|
31067
|
45632
|
63885,22
|
Оплата услуг по вывозу ТБО
|
3323,1
|
4822
|
6948,2
|
10574
|
15805
|
20546,5
|
Возмещ..экспл.расходов по нежил.помещ.
|
331,8
|
|
1228,8
|
747
|
3894,7
|
4012,2
|
Разные доходы
|
1670,6
|
89727
|
3337,5
|
4089,7
|
|
|
Бюджетные ассигнования
|
60709
|
89727
|
110949
|
96909
|
134328
|
161193,6
|
В таблице 2 рассмотрим структуру доходов ДЕЗ «»
Таблица 2
Структура доходов ГУП ДЕЗ «», %.
Доходы
|
2001 г
|
2002г
|
2003г
|
2004г
|
2005г
|
2006г
|
ВСЕГО:
В том числе:
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Оплата жилья по договору найма
|
|
7,19
|
11,21
|
13,89
|
13,41
|
13,87
|
Оплата услуг по содерж.и ремонту жил.фонда
|
6,56
|
7,6
|
14,66
|
18,66
|
19,79
|
22,04
|
Оплата услуг по вывозу ТБО
|
4,48
|
2,23
|
4,21
|
6,35
|
6,85
|
7,09
|
Возмещ..экспл.расходов по нежил.помещ.
|
0,45
|
|
0,74
|
0,45
|
1,69
|
1,38
|
Разные доходы
|
2,25
|
41,49
|
2,02
|
2,46
|
|
|
Бюджетные ассигнования
|
81,89
|
41,49
|
67,16
|
58,2
|
58,26
|
55,62
|
Источниками средств ГУП ДЕЗ «» по финансированию жилищно-коммунального обслуживания жилищного и нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства являются:
- средства, поступающие от пользователей в качестве платежей за жилищно-коммунальное обслуживание.
- средства, выделяемые в установленном порядке из городского бюджета;
- кредиты банков и других кредитных учреждений, полученные в установленном порядке;
- средства и имущество, полученные от разрешенной предпринимательской деятельности.
Указанные финансовые средства подлежат целевому использованию исключительно на покрытие расходов по жилищно-коммунальному обслуживанию.
…………….
Рис. 3 Структура доходов ГУП ДЕЗ «»
………..
Динамику с структуру расходов ГУП ДЕЗ «» представим в виде таблиц.
Таблица 3
3. Оценка эффективности использования средств ГУП ДЕЗ «»
Расчет эффективности деятельности ГУП ДЕЗ «» представлен в таблице 6 (приложение 5-9).
Таблица 6
Оценка эффективности деятельности ГУП ДЕЗ «»
Показатель
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
Доходы (тыс.руб.)
|
74132
|
216277
|
165196
|
166516
|
230576
|
289828
|
Расходы (тыс.руб.)
|
73 200
|
136 081
|
163 956
|
164 965
|
230 521
|
276625
|
Результат (тыс.руб.)
|
932
|
80 196
|
1 240
|
1 551
|
55
|
13202,9
|
Рентабельность (%)
|
1,3
|
58,9
|
0,8
|
0,9
|
0,00
|
0,05
|
Содержание заказчика (тыс.руб.)
|
4606,2
|
12200
|
15885
|
15015
|
23315
|
34348
|
Доля затрат на ДЕЗ в общем объеме расходов (%)
|
6,3%
|
9,0%
|
9,7%
|
9,1%
|
10,1%
|
12,4
|
Доля затрат на ДЕЗ в общем объеме доходов (%)
|
6,2%
|
5,6%
|
9,6%
|
9,0%
|
10,1%
|
11,9
|
Следует сразу отметить, что данные на 2006 год являются прогнозными, так как исходя из проводимого анализа за предыдущие периоды, смета доходов и расходов полностью исполнялась по результатам отчетных периодов, также и в 2006 году прогнозируем 100% исполнение сметы доходов и расходов ГУП ДЕЗ «».
Как видно из представленной таблицы, в период с 2001 по 2006 г.г. финансовым результатом деятельности ГУП ДЕЗ «» являлась прибыль.
ГУП ДЕЗ самостоятельно распоряжается прибылью, полученной в результате хозяйственной деятельности, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.
В целом же деятельность Дирекции единого заказчика является убыточной. Плановые убытки ДЕЗ «» (разница между запланированными расходами по содержанию и эксплуатации жилищного фонда и объемом платежей населения) компенсируются за счет бюджетных ассигнований. При этом в анализируемый период наблюдается сокращение доли бюджетных ассигнований в общей сумме доходов учреждения почти в 1,5 раза.
На протяжении последних нескольких лет фактические затраты по содержанию жилищного и нежилого фонда не соответствовали запланированным. При этом у ДЕЗ отсутствовали четкие обязательства по бюджетному финансированию, что в определенной мере явилось одной из причин ухудшения финансового состояния учреждения. В то же время следует признать, что существующие принципы финансирования деятельности ДЕЗ не стимулируют руководство этих предприятий к повышению эффективности собственной деятельности. В сложившейся ситуации совершенно очевидно, что без серьезной реформы принципов организации управления жилищным фондом финансовое состояние ГУП ДЕЗ «» будет только ухудшаться.
В настоящее время не только бюджет недофинансирует расходы на содержание и ремонт жилищного фонда, но и население систематически не полностью оплачивает начисленные суммы жилищно-коммунальные услуги.
Фактический сбор установленных платежей за жилищно-коммунальные услуги в городе составляет 88%. Долги населения за услуги жилищно-коммунального хозяйства составляют порядка 9,5 млн. рублей, в том числе «безнадежные» — 320 тыс. рублей.
Из-за отсутствия необходимых (стабильных) доходов от результатов своей деятельности ГУП ДЕЗ «» не может полностью и своевременно расплачиваться с подрядчиками и коммунальными организациями по своим обязательствам. Все это вынуждает ДЕЗ "договариваться" со своими контрагентами (подрядчиками и ресурсоснабжающими организациями) об отсрочке платежей и неприменении к ним санкций. В ряде случаев такая ситуация приводит к снижению требований учреждения к объемам и соблюдению параметров качества поставляемых жилищно-коммунальных услуг, что находится в явном противоречии с интересами города и потребителей.
…………..
Главная цель эффективной финансовой политики ГУП ДЕЗ «», как и любого другого предприятия, заключается в увеличении доходов и снижении расходов при обеспечении высокого качества выполняемых работ.
По направлению увеличения доходов учреждению, на мой взгляд, необходимо осуществлять следующие действия:
-
разработать и внедрить мероприятия по сокращению дебиторской задолженности, используя для этого все методы воздействия на неплательщиков (отработка на обслуживании и ремонте объектов жилищного фонда, взыскание через суд, оказание помощи в обмене жилья, выселение);
-
разработать и ввести в действие новые договора с потребителем на поставку жилищно-коммунальных услуг, предусмотрев в них жесткую ответственность потребителей за неплатежи;
-
разработать и ввести в практику предоставление потребителям дополнительного набора жилищно-коммунальных услуг с оплатой по договорным ценам;
-
ввести в практику оказание помощи жителям и арендаторам нежилых помещений обслуживаемых домов в проведении ремонта квартир и арендуемых ими помещений;
-
предусмотреть возможность оказания других платных услуг.
Второе направление эффективной финансовой политики компании заключается в разработке и внедрении мероприятий по сокращению расходов по содержанию и технической эксплуатации, переданного ей в доверительное управление жилищного фонда.
В этой связи первоочередные действия ГУП ДЕЗ «» должны включать:
-
осуществление эффективной договорной политики с подрядчиками (каждый рубль отданный подрядчику должен быть подкреплен реально выполненной работой);
-
проведение переговоров с подрядчиками о реструктуризации имеющейся задолженности;
-
пересмотр (ревизия) структуры себестоимости (цены), выполняемых подрядчиками работ, с исключением из нее всех непроизводительных расходов и суммы завышенных накладных расходов;
-
пересмотр (ревизия) структуры себестоимости работ, выполняемых персоналом собственной компании и ее дочерних предприятий, разработка и внедрение мероприятий по сокращению затрат;
-
внедрение прогрессивных технологий, эффективных материалов, оборудования, техники, инструмента, обеспечивающих экономию трудовых, материальных и энергетических ресурсов при выполнении работ по содержанию и технической эксплуатации жилищного фонда;
-
внедрение прогрессивных форм организации производства на основе углубления хозяйственного расчета, арендного и коллективного подряда внутри предприятий, организация системы малого предпринимательства в сфере содержания и технической эксплуатации жилищного фонда, обеспечивающих снижение себестоимости и повышение качества выполняемых работ;
-
оптимизация структуры и численности дочерних предприятий с целью получения возможности перевода их на упрощенную систему налогообложения;
-
привлечение финансовых ресурсов в форме лизинга техники и оборудования;
-
введение в практику материально-технического обеспечения механизма товарного кредита, рассрочки платежа по поставленным материалам и т.д.
-
по согласованию с Департаментом государственного и муниципального имущества Москвы и Управой района привлечение банковских кредитов с целью пополнения оборотных средств;
-
оптимизация финансовых потоков компании с целью повышения скорости оборота денежных средств, снижения налоговой нагрузки на компанию и ее дочерние предприятия в рамках действующего законодательства.
В сфере содержания и технической эксплуатации жилищного фонда сложилась примерно следующая структура затрат.
Всего расходов - 100%, в том числе:
- заработная плата - 45%;
- единый социальный налог - 16,4%;
- материалы - 23,6%;
- услуги сторонних организаций - 8,5%;
- прочие расходы - 6,5%.
Как видно из приведенной выше структуры затрат самую большую долю в ней составляет заработная плата и начисляемый на нее единый социальный налог. В связи с этим переход на малые организационные формы производственной деятельности с упрощенной системой налогообложения позволит получить годовую экономию в размере 21,9% (35,9 – 14%) от фонда заработной платы.
Дополнительная экономия средств может быть получена и за счет сокращения прочих расходов.
Естественно, вышеназванная экономия средств не будет изъята из производственного процесса, а будет направлена на пополнение других статей затрат, в первую очередь, на увеличении доли материалов с 23,6% до 39% в общей структуре себестоимости работ, что позволит резко сократить простои производственного персонала при проведении ремонтных работ. В итоге – очевидный рост производительности труда и повышение качества работ.
Несмотря на наличие множества препятствий эффективного осуществления ДЕЗ своих функций в новых экономических условиях (приватизация жилья, удорожание энергоносителей, дефицит финансовых ресурсов) ГУП ДЕЗ «» удалось обеспечить устойчивую работу систем жизнеобеспечения. Дворы – чистые и благоустроенные, разительно изменился общий уровень благоустройства района. Естественно, это заслуга не только тех, кто профессионально работает в сфере ЖКХ, но и всех жителей района, участвующих в уборке и озеленении территории района.
ГУП ДЕЗ «» постоянно ведется работа с должниками, индивидуально с каждым задолжником по квартплате. С жильцами заключаются договоры рассрочки платежей. При неисполнении договоров вручаются досудебные предупреждения. Злостные неплательщики приглашаются на Координационный совет. За время работы совета количество задолжников, имеющих задолженность свыше 3-х месяцев, сократилась с 3163 до 992 человек, а сумма их задолженности — с 7067,8 до 5161,3 тыс. рублей. Работа Координационного совета направлена не только на принуждение населения оплатить долги, но и на помощь и разъяснение существующих механизмов получения льгот и субсидий.
Сокращение доли средств, выделяемых из городского бюджета, при необходимости поддержания соответствующего уровня санитарного состояния территорий и технической исправности инженерного оборудования жилого и нежилого фонда обусловливает необходимость периодического подбора подрядных организаций, которые могут квалифицированно эксплуатировать, ремонтировать и обслуживать жилищный фонд и его придомовую территорию с возможным привлечением своих технических и финансовых потенциалов. Поэтому для повышения эффективности и результативности профильных работ ГУП ДЕЗ «» в последние годы проводит тендерные (конкурсные) торги по закупке товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, то есть подбирает подрядные организации для выполнения городского заказа, проводя открытые конкурсы. Реальная конкуренция за получение городского заказа существует не только на работы по эксплуатации и капитальному ремонту жилищного фонда, но и на все виды работ, включая вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора. Основной же целью конкурсного отбора является снижение стоимости работ и повышение их качества.
Прогрессивность деятельности ГУП ДЕЗ «» очевидна. Для сохранения такого положения, прежде всего, необходимо снять с учреждения «оковы» плановой убыточности и задолженности бюджета по финансированию дотаций на эксплуатацию жилого фонда, что приводит к их неустойчивому финансовому состоянию. Далее, существует настоятельная необходимость совершенствования уставных документов в целом по ГУП, провоцирующая ограничение экономической самостоятельности Дирекций, поскольку в их уставах директивно устанавливаются жесткие административно-централизованные нормативы затрат на оплату труда и численность административно-управленческого персонала и рабочих в ДЕЗах, а также вменяется обязанность выполнение работ, не обеспеченных финансированием.
ПРИЛОЖЕНИЯ
3.149.25.85
|